Разное

Сравнительный анализ эффективности различных способов изучения английского языка
Автор: Alexei Stepanov
Дата: 24 Июля 2012 г.
Опубликовано в: Разное

Статья: Анализ различных способов изучения английского языка


В данной статье мы приводим результаты своих исследований рынка «обучения английскому языку». При получении этих результатов мы опирались на анализ предложения услуг репетиторов (размещенных на различных ресурсах), предложения курсов (школ) английского языка (см раздел «Народный рейтинг. Курсы»); а также анализировали отзывы учеников на различных тематических сайтах и данные опросов учащихся разных возрастных групп.
Мы выделили следующие способы обучения:

Краткое названиеОписание
Репетитор - носительЗанятия с репетитором носителем английского языка. Как правило, уровень владения русским языком у такого преподавателя нулевой или начальный.
Репетитор (классика)Занятия с русскоязычным репетитором, отлично знающим английский язык и имеющим определённый опыт. Занятия проходят при личной встрече.
Репетитор (он-лайн)Занятия с русскоязычным репетитором, отлично знающим английский язык и имеющим определённый опыт. Занятия проходят по телефону или скайпу.
Курсы/школы (группа 5-15ч)Стандартные курсы английского языка в группе от 5 человек по коммуникативной методике. Преподаватель может быть носителем языка или нет. Это не имеет существенного значения так как время, уделяемое одному ученику настолько мало, что разница не существенна.
Совместное (взаимное) обуч.Новая методика обучения в парах на сайте AngloNet. Подробнее здесь.
Самостоятельное обуч.Систематизированное самостоятельное обучение аналогичное тому, что задается в Базовом Курсе занятий, но без "говорения" и совместных уроков, не считая повторения за диктором.


Далее обратимся к результатам в виде сравнительных диаграмм

График 1


График 2

График 3 Стоимость обучения за час

График 4 Эффективность = Полезность/Стоимость. Чем выше эффективность, тем за меньшее средства можно добиться того же результата

Какие выводы можно сделать из графиков:
1) Наиболее эффективные (наиболее полезные при меньших затратах) способы изучения английского языка - это совместное (взаимное) обучение - для бесплатных форм обучения, и занятия с русскоговорящим репетитором on-line - для платных форм обучения.
2) При начале занятий «с нуля» крайне необходимо воспользоваться помощью преподавателя, он объяснит базовые аспекты и исправит грубые ошибки. Таких занятий может понадобиться немного (как минимум 10 часов, после чего продолжить обучение можно будет самостоятельно), но эффект будет намного больше потраченных денег.
3)  Разница в занятиях с репетитором носителем языка или русскоговорящим проявляется на уровне ученика “близкого к свободному” общению. Только тогда, когда русскоговорящий преподаватель уже не может различать в речи ученика тонкие ошибки.

Далее рассмотрим подробно каждую из форм обучения, чтобы выяснить, в чем причина таких результатов.
Репетитор (он-лайн) – это относительно новый способ изучения английского языка, ставший доступным последние 3-5 лет. Но даже за такой короткий срок успевший стать очень популярным.
Плюсы его очевидны:
1) Низкая стоимость занятий он-лайн  (50-600 руб/час зависит от уровня преподавателя и его занятости) . Это в 3 раза ниже стоимости классических занятий с репетитором. И чуть ниже стоимости большинства курсов, где занятия проходят в группе, а, следовательно, внимания уделяется каждому ученику в несколько раз меньше чем тет-а-тет.
2) Отсутствие ограничений по месту, и более гибкий временной интервал. Например, заниматься по телефону или скайпу вполне воможно с 23 до 24 часов, когда устраивать встречу “в живую” уже очень затруднительно.
3) При правильной организации процесса on-line занятия дают все те же возможности, что и обычные уроки без каких-либо ограничений.
4) Так как проводить on-line занятия удобно и быстро, то выбор преподавателей для таких услуг очень велик, начиная от студентов гуманитарных специальностей с отличным уровнем владения английским, и заканчивая преподавателями вузов, у которых нет времени на обычные занятия на дому, но достаточно - для on-line. Таким образом, у ученика есть возможность более широкого выбора, многие пользуются услугами сразу нескольких on-line репетиторов, чтобы самому почувствовать специфику и выбрать оптимальный вариант. Занятия с разными преподавателями позволяют ученику добиться большого результата, так как если программы занятий согласованы, то они дополняют друг друга.
5) При занятиях по скайпу легко осуществлять родительский контроль и работу над ошибками.  Для этого можно либо подключившись с 3-го компьютера следить за ходом занятия, либо прослушать запись занятия постфактум.
Можно еще долго перечислять различные плюсы, но мы остановимся на самых существенных.
Очевидно, у этой формы обучения есть несколько недостатков:
1) On-line обучение с репетитором (и тем более без него) сложно организовать для маленьких детей, отличающихся непоседливостью и непослушностью. С такими учениками преподавателю желательно находится в физическом контакте, контролируя все действия и внимание ученика.
Но при грамотном подходе, и для таких учеников можно найти свои методы. Например, завлечь детей специальными развивающими играми (в т.ч. компьютерными), демонстрировать им адаптивные мультфильмы, адио-рассказы на английском языке и т.п.
2) Не стоит обращаться за этой услугой в различные фирмы, курсы, сайты, предлагающие своих преподавателей. Так как цены у этих посредников всегда завышены 2,5-4 раза. При этом никаких дополнительных гарантий вы не получите, успех обучения целиком и полностью зависит от Преподавателя и вашего контроля над процессом. Поэтому всегда лучше потратить свое время и выбрать преподавателя, откликнувшись на его объявление или разместив собственное объявления. Обратите внимание на отзывы его учеников, пообщайтесь с ними, запросите пробный урок. От вашей скрупулёзности в этом вопросе во многом зависит результат обучения. Советы по выбору репетитора можно прочесть здесь, а сами объявления собраны в разделе Репетиторы.

Теперь чуть подробнее рассмотрим специфику самостоятельных видов обучения.
Здесь важно, чтобы ученик системно подошел к своим занятиям, то есть выбрал эффективные методики, учебные материалы и т.д. Нужно правильно оценивать свой прогресс, выявлять слабые стороны в знаниях и навыках, и на основе этих данных управлять процессом своего обучения. Мы не встретили в Интернете других программ, сравнимых по полноте и качеству с программой Базового Курса на AngloNet (подробнее о ней здесь).  Впрочем,  если ученик обладает некоторым опытом в самообразовании, он может попытаться составить аналогичную программу самостоятельно, оставив в ней наиболее подходящие ему инструменты.
Конечно, обучение в виде: “спросил у знакомых учебник, позанимался по нему, потом забросил” – не имеет такой эффективности как показано на графике.

О взаимном обучении
«Совместное или взаимное обучение» – это обучение в парах, когда пользователи с помощью различных рейтингов, находят себе подходящего партнера и проходят с ним специально подготовленные занятия, направленные на развитие самых разных навыков: расширение словарного запаса, произношение, понимание речи на слух. Как выяснилось, эффективность таких занятий намного выше индивидуального обучения за счет большей концентрации обучающихся, моделирования ситуации реального общения, исправления ошибок партнеров и т.д. Эффективность совместных занятий составляет около 70-90% от продуктивности обучения с репетитором, но в отличие от последнего является БЕСПЛАТНЫМ, и при желании можно практиковаться по несколько часов в день.
Совместные уроки следует проводить для закрепления освоенного самостоятельно материала, это позволяет очень сильно повысить обучение без реального преподавателя. Наилучшие результаты оно показывает на уровнях ученика от Pre-Intermediate и выше, когда пользователь уже способен самостоятельно строить простейшие предложения и фразы.

4.4375